Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину

Статья с сайта журнала "Автозвук"

Аудиосистема в Land Rover Discovery 3

Студия: «Киловатт-Авто», Череповец. Александр Xаритонов

ПАЛЕЦ НА КНОПКЕ

Мы здесь всякого повидали. Путь, которым человек приходит в car audio (или car multimedia), бывает прям и решителен, как старт со светофора в два часа ночи…А бывает причудлив и неповторим, как путь курсора по экрану в тот момент, когда кошка решила поохотиться на компьютерную мышь. Вот тут у нас такой. И с компьютером, и с мышью, разве что без кошки.

  • Тип системы: мультимедиа
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник (EOS Off): OEM
  • Источник (EOS On): PC (Intel Core 2 Duo E7400)
  • Монитор: Lilliput 629GL-70NP/C/T
  • Усилители: EOS AE-90F, AE-620T
  • Акустика: EOS ES-165
  • Сабвуфер: Cerwin-Vega! Stroker 15

Мизансцена такова. Вячеслав, житель крупнейшего города Вологодской области (крупнейший там не Вологда, как мог бы предположить непытливый наблюдатель за российской географией, а Череповец). У Вячеслава — автомобиль Land Rover Discovery 3. LR — легендарные машины, не только воспетые героями Camel Trophy и Артемием Лебедевым, но и составляющие некоторую часть эпоса установщиков аудиоаппаратуры. Если машина укомплектована патетической (по цене, во всяком случае) системой Harman Kardon — беда. Если аудиосистемой попроще — полбеды (потому что дешевле), но не меньше. Играть это всё равно не играет, а изъятие неиграющей штатной установки из «Ленд Ровера» — занятие крайне неблагодарное, там всё в электросистеме так крест-накрест завязано… Мне один установщик рассказывал: отключили и почти уже выкинули штатный усилитель на LR (модель он не уточнил, может, и не такая), и, когда вернули на место аккумулятор и завели, пневмоподвеска высунула по максимуму два колеса из четырёх, причём, сволочь, по диагонали. Целый день искали, что и где могло отвалиться или замкнуться, от отчаяния достали из мусорки усилитель, поставили на место, и автомобиль тут же встал на все четыре. Не знаю, может, и врёт. Но то, что эти машины не любят творчества установщиков, это точно.

Вячеслав насладился звучанием штатной музыки достаточно, чтобы приехать в студию «Киловатт-Авто» в состоянии лёгкого раздражения. От этого и взялась необычная архитектура системы. «А можно сделать так, чтобы всё штатное оставалось на месте (раз такое дело), но появилась кнопка: включил — играет хорошо, выключил — как с завода?» Можно, решили в «Киловатте». Почему нельзя? И даже придумали название для кнопки — «включение эмоций». А из уважения к родословной автомобиля перевели это на понятный «Ленд Роверу» язык. Получилось Emotion of sound. Погодите-ка…

Это же EOS - название хорошо у нас (и у них, в смысле в далёком вологодском краю) известного автозвукового брэнда. На нём и стали базироваться. А сказал бы, к примеру, Вячеслав: «Пусть с кнопки полоса расширится на тыщу герц в каждую сторону!», какой бы тогда брэнд пришёл бы первым на ум? Впрочем, что было сказано, то и было сделано.

Решили поначалу сделать так: пусть всё, что англичане поставили в машину, остаётся нетронутым и подключенным. А отдельно будет установлена система с нормальным источником, нормальными усилителями и нормальной акустикой. И кнопка, по нажатии которой акустика будет отключаться от штатного и подключаться к нештатному (нормальному) оснащению. А штатным усилителям, чтобы не ругались, эта же кнопка моментально подсунет суррогат нагрузки, как будто ничего не произошло. Акустика в такой модели по-любому одна, ставить второй комплект, оставив первый — это уж чересчур.

Однако следите за курсором на экране, не пожалеете… Вячеслав относится к числу тех людей, которые в практических вопросах развивают идеи до логического финала и оставляют последнее слово за собой (отсюда, собственно, и Discovery, а не Kalina). А если это можно, то можно ли?.. С каждым утвердительным (хотя и обдуманным) ответом Александра, главного в этом проекте, облик будущей системы всё дальше отходил от характеристики «нормальная». В какой-то момент стало ясно: ансамбль требуемых функций выходит далеко за рамки возможностей «нормального» головного устройства.

Требовалось: музыка в хорошем качестве и много. Много, как mp3 с флэшки, но в качестве, как с лицензионного CD. А если не повезёт, пусть будет и mp3, и всё остальное, что выдумало человечество. И видео, во всех возможных форматах. И навигация. И Интернет. И… хотя и этого достаточно, чтобы облик головного устройства определился со всей однозначностью. Компьютер.

Это всё, впрочем, нарисовалось, когда первый рабочий макет системы был по временной схеме собран и подключен. И магическая кнопка уже появилась. Расположенная под рукой у «повелителя эмоций», она включала небольшой релейный блок, контакты которого отключали акустику от штатного усилителя, одновременно подключая к нему имитаторы нагрузки. Акустику уже выбрали — топовая модель EOS Opera ES-165. Ставить её решили со штатным кроссовером, для студии это была не первая встреча с «Оперой», в работе которой кроссоверу отводится исключительно важная роль, фильтры там подогнаны именно под характеристики головок, со всеми особенностями.

На такой же акустике построен и тыл, только там и пищалки стоят в штатных местах, поскольку высокое расположение не требуется.

При такой схеме фронту и тылу, вместе взятым, достаточно одного четырёхканального усилителя, им стал EOS AE-90F. Двухканальному аппарату той же породы тоже нашлось место в системе, от него работает сабвуфер (выбор пал на 15-дюймовый Cerwin-Vega! Stroker нового поколения). Уже, в общем, выбирали для этого подходящее головное устройство, когда методом вопросов и ответов возникла новая схема. Компьютер, так компьютер.

Основной блок компьютера, включающий материнскую плату, видеокарту NVIDIA GeForce 7050 и два жёстких диска общим литражом 720 Гб, вначале расположили под сиденьями, позже он, как и остальные компоненты, переехал в багажник, в устроенный там «хрустальный дворец». Что отличает компьютер от встроенного во что-то процессора? Правильно, средства общения с владельцем: дисплей, клавиатура, мышь или что-то в этом роде, а также вся необходимая периферия.

Штатного дисплея в Discovery не было, как не было и готового места для его установки. Сам дисплей нашли, сейчас есть немало небольших компаний с хорошим выбором за разумные деньги. Взяли 7-дюймовый Lilliput. Однако он оказался чуть-чуть менее лилипутом, чем от него требовалось. Наиболее логичным представлялось поставить дисплей на место довольно безликой полочки для мелочей в верхней части торпедо, но она была меньше, чем дисплей с блоком аппаратных кнопок и в корпусе.

«Будем пилить, — решили в «Киловатте». — Что с того, что микроэлектроника? Надо — распилим». Распилили, соорудив для этого некоторую оснастку. Распил уменьшил ширину корпуса на требуемые по замерам 8 мм, кроме того, панель с кнопками отделили от «тела» монитора с тем, чтобы расположить её под углом к плоскости экрана. Теперь и экран, и панель поместились там, где, по задумке, должны были: экран — «стоя», кнопочная панель — «лёжа» под ним. Панель с кнопками при этом закрыта мембраной из рифлёной резины, если помнить, где какая кнопка, нажимать можно, не снимая «покрова». Да, собственно, из аппаратных кнопок дисплея нужна по большому счёту одна, крайняя правая (вкл./выкл.), основное управление — с сенсорного экрана.

Дальше пошла прочая периферия. Клавиатура — компактная беспроводная Brando со встроенным трекболом, в транспортном положении находится в бардачке, в рабочем — где угодно. В бардачке же — DVD-привод, если чего-то ещё нет «на винтах». Или чтобы на «винты» переписать, в первозданном, несжатом виде. К системному блоку подключён USB-хаб на 7 портов, часть стоит в резерве для внешних накопителей, к другим присоединены «резидентные» пользователи. GPS-приёмник (используется софт Garmin, но когда полновесный компьютер, можно поставить что угодно). 3G-модем «Мегафон». Камера заднего вида и отдельный постоянно работающий видеорегистратор на внутрисалонном зеркале заднего вида. И незанятые порты ещё остались…

По одному из портов подключен блок, на котором происходит стыковка собственно компьютерной и собственно звуковой систем. Это — внешний звуковой интерфейс топ-класса E-MU 0404 USB. Его тоже поместили в багажник, сведя к минимуму длину аналоговых связей. С выхода звуковой карты сигнал при этом идёт… А вот и нет, не на входы усилителей. На регулятор громкости. Заказчику показалось (и совершенно оправданно, мы считаем, показалось), что управление громкостью из компьютерного меню — не самый удобный способ. Поэтому между звуковой картой и входами усилителей поставлен моторизованный потенциометр Alps, управление которым — с ручки-«качалки» на центральной консоли. Там же обычный потенциометр дистанционного управления уровнем баса. Ну и волшебная кнопка здесь же, неподалёку.

Технологически аудиокомпоненты установлены по классической технологии с небольшими вариациями. Для мидбасов были вполне приличные штатные места, потребовалось, разумеется, «глушение» дверей и установка опорных колец, но это уж — само собой. Пищалки тоже попробовали пристроить в штатные места в треугольниках зеркал, даже заказали фирменные шильдики с названием студии. Однако в ходе настройки шильдики остались, а пищалкам пришлось переехать на стойки. Там они и живут, причём оформлены ВЧ-излучатели в фирменном стиле студии: Александр признался, что у него не лежит душа к текстильным интегрированным подиумам, он предпочитает отдельные, в явной форме, корпуса. Что здесь и выполнено, как видите.

Сабвуфер — в левой части багажного отделения, в закрытом ящике объёмом 75 л, частично заглублённом внутрь крыла. Корпус — комбинированной конструкции: плоские элементы, насколько возможно — из фанеры, усиленной стеклопластиком, фигурные — чистый стеклопластик, фронтальная панель выклеена из MDF с местными усилениям.

И наконец, «хрустальный дворец»: под толстым стеклом с гравировкой, подсветкой и всем прочим деловито, квадратно-гнездовым образом разлеглись оба усилителя, системный блок компьютера и звуковая карта. Там же (это видно) — буферная ёмкость, там же (только не видно) — потенциометр главного регулятора громкости. И всё это оживает от одного прикосновения к главной кнопке…

На внутреннем зеркале — недремлющее око видеорегистратора

Что отличает микрочип от компьютера? Средства общения. Дисплей, например. Это — доработанный 7-дюймовый Lilliput

В бардачке — другие средства общения с компьютером: компактная клавиатура Brando с трекболом, DVD-транспорт, съёмный хард-диск и целый букет USB-портов

На торце подлокотника — ручка-качалка управления громкостью (через Alps), обычный дистанционный регулятор баса и там, внизу — «главная кнопка»

Дисплей планировалось установить на место кармана на верху торпедо. Только для этого его пришлось урезать и расчленить

Двери внешне остались нетронутыми, но пищалки позже перенесли

Установка мидбаса и кроссовера в двери

Пищалки в стойках установлены в явно выраженных корпусах. А шильдик с названием студии на треугольнике зеркала — память о первой установке твитеров

В «хрустальном дворце» на полу багажника «квадратно-гнездовым методом» расположились четыре важнейших компонента системы. А сбоку от них — сабвуфер с 75-литровым корпусом и 15-дюймовой головкой

Под стеклом ещё буферная ёмкость (её видно) и потенциометр громкости (его не видно, это ни к чему)

Корпус сабвуфера — комбинированный, всё плоское — из фанеры, усиленной стеклопластиком, неплоское — из одного стеклопластика

RTA

АЧХ снимали, разумеется, тоже дважды. В режиме «EOS Off» количество баса — будь здоров, зато качество… Всё ушло в буханье на частоте 60 Гц и около. Ну и дальше — похожая красота. Давайте опять нажмём…

Здесь — другая картина. Да, есть ещё над чем поработать, но уж в компьютере программных инструментов для этого хватит, надо только запастись терпением, Бас теперь уходит вниз так, как следует из его громкого имени. Вот только вблизи частоты раздела с фронтом АЧХ как-то разнервничалась. Излишня звонкость в звучании голосов и инструментов неудивительна, когда видишь общий подъём на верхних частотах, но это — выбор того, кто составляет целевую аудиторию системы — владельца машины. Однако явно выраженных локальных дефектов АЧХ здесь нет, а спектральные предпочтения — дело личное.

SQ

Начинаем со штатной конфигурации (EOS Off). Она, правда, тоже далеко не штатная. — акустика-то уже «нормальная». Впрочем, положение дел это не спасло. Звуковая сцена сильно сбита влево, удары во все семь барабанов похожи друг на друга тем, что инструменты как будто игрушечные. Да и тарелки в соло на ударных были явно поражены «сквозной коррозией с частичным выпадением металла». Бас… Ну, о таком басе при дамах говорить неловко, хотя спрятанный где-то в недрах машины штатный сабвуфер остался на месте и в строю. Кнопку, кнопку нажмите же кто-нибудь…

Вот теперь — другое дело. Женский голос зазвучал празднично, с наполнением, хотя, как показалось, чересчур ярко. Сцена (в этой версии системы временную коррекцию ещё не испытывали, хотя уже знают, как её устроить, компьютер как-никак) по-прежнему асимметрична, но теперь она нацелена на водителя, а не перекошена в его сторону, это разные вещи. Оформились мелкие детали и, что любопытно, ушли назойливые басы. Ушли, а не пришли вместе с 15-дюймовым басовым инструментом. Бас, пусть не отвечающий жёстким аудиофильским канонам (подгуживающие нотки пробивались на фоне рельефа бас-гитары), стал пропорционален и уместен. Встали на место остальные инструменты, а коррозия на тарелках магическим образом исчезла. Хорошая вещь — кнопка. Надо себе такую завести…


Автор: Михаил ГАБРИЕЛОВ Когда: