Череповец 54-24-40
Ваша корзина
пуста
Перейти в корзину

Статья из журнала "Автозвук"

КРУГОМ ПЯТЬСОТ

Студия «Киловатт-авто», г. Череповец. Руководитель проекта Александр Харитонов

Сейчас не так просто найти циркуль, как раньше. Инженеры на CAD перешли, а чему теперь в школе учат — неизвестно. Но всё же попробуйте найти…

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Pioneer DEH-P88RS, XDV-P90
  • Монитор: Challenger CH-2100v2
  • Усилители: Dragster DA1404, Cadence Z9000
  • Акустика: Phase Evolution CFS 165.25
  • Сабвуферы: Phase Evolution Select 12 S

Ну вот, если постараться… Проведите теперь своей находкой окружность радиусом 500 километров с центром в городе Череповец Вологодской области. Если иголка циркуля упрётся в коксовую батарею №3 завода «Северсталь», грифель прочертит жирную дугу через Красную площадь в Москве, Дворцовую — в Питере и Максима Горького — в Нижнем Новгороде. Плюс-минус небольшой люфт, циркуль у вас наверняка не новый.

Географическое положение, казалось бы, выгоднейшее, на пятьсот километров центральнее трёх крупнейших городов страны, потому что строго в центре между ними. Завидуете? Пока рано… Если вспомнить слова песни, два из которых работают сейчас заголовком, станет яснее: «назад пятьсот, пятьсот вперед» не всегда бодрит и радует. А ведь там ещё было «кругом пятьсот, и наших нет», это, к сожалению, ближе к истинному положению дел.

Нет, было бы несправедливо заявить, что «наших» в Череповце нет, иначе не было бы и этой публикации. Есть мастера, и, как вскоре увидим, способные на завидные работы. Но в целом в городе отношение к car audio пока очень потребительское и упрощённое. По статистике, которая накопилась у руководителя студии «Киловатт-авто», обеспеченный житель столицы стальной империи готов потратить на установку музыки в автомобиль примерно два процента от его стоимости. Если бы так было у нас, то, прикинем, в очень приличную машину (за двадцатку зеленью) ставили бы музыку тотальной стоимостью четыреста долларов. Двести на средненькую «башку», сто — на немудрёную акустику… Как вы сказали? Сабвуфер? Шумоизоляция? Это ещё что такое, да и на какие шиши? 

При этом и отношение к качеству звучания у большинства владельцев озвученных автомобилей было соразмерное: чтобы громко и чтобы бас был. В приведенную калькуляцию бас вообще не вписывается, к счастью, в Череповце машины покупают подороже, сталь не нефть, но тоже денег стоит, усреднённые два процента оказываются попристойнее, и всё равно убедить граждан, что музыка в машину за один день не ставится, а то, что ставится за один день — не музыка, на Вологодчине очень непросто.

И вот, когда судьба благосклонно позволила Александру обзавестись новой машиной, он взял на себя задачу не только личную — поставить в «Мазде» звук, какой сам хотел, но и общественную — показать, каким звук должен быть на самом деле. Нет. Даже не так: что на самом деле называется словом «звук». В планах на следующий год и участие в соревнованиях. Они, правда, пока обходят Вологодчину стороной, но ведь от Череповца докуда хочешь — пятьсот или меньше, это не проблема. Вот что натворил Александр в своей «Мазде» для собственного удовольствия и в назидание землякам.

Сейчас в роли головного устройства выступает не вызывающий ни у кого вопросов относительно качества звучания Pioneer оптимальной «восемьдесят восьмой» модели. Вот, кстати, на этом этапе комплектации системы два процента и улыбнулись, можете проверить по рекомендованным розничным ценам. В начале создания системы, правда, головное устройство было другим, DEH-P77, и это сказалось на архитектуре установки, она делалась как беспроцессорная, а цифровые настройки DEH-P88 стали как бы бонусом, а не изначальной необходимостью.

Здесь бы сказать, что головное устройство встало на штатное место, и вся недолга, но это значило бы погрешить против истины. Недолга включала в себя и устранение из машины штатной магнитолки, а она оказалась скомпонована по-хитрому. Отдельно — собственно «ящик» с начинкой, отдельно — плата управления, общая для магнитолки и климатической установки. Решение было найдено такое: ящик из машины изъять, а плату управления перенести в глубь торпедо, выведя с неё на разъём провода, относящиеся в климату. Таким образом, кнопки остались на месте, а то, чем они управляют — ушло в глубину приборной панели.

Система замышлялась как каноническая — фронт и сабвуфер. Для фронта Александр взял комплект Phase Evolution серии CFS. Да, ему было известно, что Audiophile Six c гарантией покажет лучшие результаты, но всегда есть и элемент профессионального шика: строить систему не на бескомпромиссном «топе», а на моделях, оптимально расположенных в производственной программе. В акустике Phase Evoluiton (бывш. Phase Linear, если кто ещё не привык) такой оптимум, по мнению Александра, лежит на отметке CFS.

Мидбасы в дверях. Снова классика жанра. Только двери у М6 были рассчитаны на широкополосную акустику размера 5 х 7 дюймов, при этом динамики стояли на пластиковых опорах на металле двери и играли по большей части в зазор между обшивкой и металлом. Часть звука, конечно, вылетала наружу сквозь штатную решётку. Но лучше бы она этого не делала… Александр изготовил из фанеры (его излюбленного материала, как вы вскоре увидите) переходные кольца, которые изменили и форму в плане, и наклон головок. А зазор между обивкой и фланцем динамика был устранён интересным способом: плоскость, на которой был смонтирован мидбас, была оклеена разделительной (и одновременно защитной для диффузора) плёнкой, потом обшивку установили на место, а кольцевой зазор между ней и фланцем динамика плотно заполнили шпатлёвкой со стекловолокном. После отверждения шпатлёвки обивка была снята, при этом рельефное изолирующее кольцо оказалось на ней, поскольку в противоположной плоскости пристать не давал разделительный слой. Идеальная подгонка двух частей акустического подиума, таким образом, гарантировалась.

Крутой разворот пищалок на лобовое стекло — дань беспроцессорному прошлому системы

Пищалки стоят в накладных подиумах из той же шпатлёвки. Ориентация ВЧ-головок выдаёт изначально беспроцессорную природу системы: они сильно развёрнуты от слушателей, в процессорных установках так не делают, потому что могут себе позволить так не делать.

Усилителей в системе два. Четырёхканальный Dragster очень популярной некогда «красной» серии (кстати, будет ли у этой серии адекватная замена, пока не известно) ведёт фронт в поканальном включении с частотой раздела полос («с головы») на 2,5 кГц. Увеличенного калибра пищалки серии CFS это позволяют. Второй усилитель — один из «лёгких танков» Cadence, двухканальный аппарат, изначально ориентированный на басовое применение: 2 х 400 Вт на 2 Ом, собственный вентилятор охлаждения, отдельные выводы для буферной ёмкости. Ёмкости здесь тоже есть, причём включены любопытным образом: одна кондиционирует питание в цепи общего плюса усилителей, а вторая подключена непосредственно к специализированным выводам Z9000, получающего, таким образом, питание «двойной дистилляции».

Нагрузка басового усилителя — два сабвуфера Phase Evolution Select 12S в закрытых ящиках. Отношение фирмы к акустическому оформлению сабвуферов, надо отметить, должно было бы стать примером для многих. Никаких «затычек к каждой бочке», когда про любой сабвуфер не краснея заявляется, что он оптимален для любого оформления. Как раз наоборот: Есть Select 12S (sealed, надеюсь, понятно) с резонансной частотой 19 Гц, под закрытый ящик, есть Select 12R (reflex) с резонансом почти вдвое выше, это для «фазика», и есть Select 12F с ещё более высокой резонансной частотой и добротностью, этот — сами понимаете для чего.

Для монитора было присмотрено место, занятое примитивным бортовым дисплеем. Место, правда, тесное…

В «Мазде» стоят два 12S, по мнению Александра, этот сабвуфер создаёт минимум проблем с локализацией при любой (в пределах разумного) частоте среза сабвуферного фильтра и без временной коррекции. Под два 12S были сделаны корпуса объёмом по 30 л, несколько превышающим рекомендованный (24 л), пробные включения показали, что бас от этого выигрывает. Корпуса сабвуферов — безусловное украшение системы (стали бы мы другое на обложку ставить). Конструкция — почти цельнодеревянная, из фанерных деталей, лишь небольшой участок, прилегающий к криволинейной поверхности колёсной арки, выклеен из стеклопластика. Путь от фанерной заготовки к тому, что вы сейчас видите, пролегал через слои шпатлёвки четырёх сортов разной степени тонкости: от прочной, но грубой «волосянки» до жидкой финишной смеси, наносимой из пульверизатора. Результат стоит трудов, этого нельзя не признать.

По сходной технологии (только проще, в силу простоты форм) делались и панели усилителей. Оба аппарата скрыты под стеклом, но проблем с охлаждением это до сих пор не вызывало: у нагруженного басового «Каданса» воздуходувка своя, а «краснопёрые» Dragster всегда славились запасом охлаждающей поверхности.

Построенная система получилась не только хороша собой, но и очень поучительной. Родившись как беспроцессорная, она после замены головного устройства стала универсальной, что, как вы понимаете, сильно расширяет возможности настройки.

После изъятия штатной «магнитолки» кнопки климата пришлось вывести на разъём

В качестве последнего штриха, ещё не получившего окончательной отделки, Александр дополнил систему видеозвеном. Оно состоит из универсального CD/DVD- чейнджера и выдвижного монитора в передней панели. Чейнджер из серии Р9 управляется с головного устройства, благо они тёзки, а с монитором выбора практически не было, Александр решил поставить его взамен рудиментарного бортового дисплея (время и температура), а это означало серьёзное ограничение по высоте корпуса. Выход из положения появился в обличье моторизованного дисплея Challenger редкого «полудинового» габарита.

Появление монитора, строго говоря, не перевело машину в разряд мультимедийных, звуковой тракт по-прежнему рассчитан на чистое двухканальное стерео. Для мультимедиа ещё придёт пора, сейчас в Череповце надо навести порядок со звуком…

В дверях жили широкополосные (вернее — однополосные) овалы 5 х 7. Для перехода на нормальные 6-дюймовые мидбасы пришлось изменить форму отверстий, угол их наклона и разработать технологию беззазорной сборки подиума

По виду багажника трудно предположить: всё это — из фанеры…

…но вот подтверждение, шаг за шагом

Басовый усилитель имеет свою систему охлаждения, а «Драгстеру» хватает своих «перьев»

Новейшее дополнение к системе — универсальный чейнджер

SQ

Первая характеристика, которая приходит на ум уже на открывающей «АудиоДоктор» дорожке: звучание бархатное. Совершенно нет выпяченных или как-то иначе акцентированных верхов, обертоны явственно слышны, но завуалированы. В извечном компромиссе между звуковой сценой и тональным балансом Александр уверенно отдал предпочтение сцене, это для него, по собственному признанию, главное. Мы слушали систему при полностью нулевых установках бортового процессора головного устройства, для чистоты опыта, так сказать. В этом режиме центр сцены совершенно стабильно расположен перед водителем. Семь барабанов воспроизводятся в соответствии с этой геометрией: никакие два не «слипаются» друг с другом, крайний левый уходит далеко на боковое стекло, крайний правый звучит точно из правого же бокового зеркала, тональность ударов вдоль стереопанорамы почти не меняется. Соло на ударных показало хорошее эшелонирование, задние звуковые планы уходят под лобовое стекло, а оно у этой машины далеко. На блюзовом треке как-то вдруг проснулся сабвуфер, заиграл охотно, густо, но не без предпочтения отдельных нот в партии бас-гитары. Симфонический оркестр прозвучал несколько непривычно, как будто играл в студии при записи, а не в зале. Дорожка с гуляющим саксофоном подтвердила способность системы на глубокое эшелонирование сцены, ходивший до этого «под стеклом» музыкант на последних нотах очень сильно выдвинулся вперёд и закончил свою партию ровно посередине между спидометром и тахометром.

RTA

Басовая характеристика показывает неоспоримые достоинства закрытого ящика: бас тянется глубоко без существенного ослабления. На наш вкус (и слух), общий уровень баса не мешало бы прибрать, но это дело хозяйское. В остальной части спектра интересно наблюдать, как проявляются черты беспроцессорной системы с нулевой коррекцией. Врождённые нерегулярности акустики салона проявились на средних частотах, где их можно было бы пригладить параметриком «головы». А происхождение характерной «вуали с бархатом» в звучании явным образом вытекает из поведения АЧХ на верхних частотах: спад отдачи начинается на 6 кГц, он не быстрый, но монотонный и несомненно связан с радикальной ориентацией пищалок, выбранной из соображений оптимизации сцены в отсутствие временной коррекции. Эта задача, можно считать, выполнена, пора переходить к следующему этапу в жизни универсальной системы.